Городской семинар – практикум «Основные направления духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России» на базе МОУ «СОШ №8»


     

 

 

 

 

 

В соответствии с планом работы городского методического объединения заместителей директоров по воспитательной работе, в целях обмена опытом работы по  духовно – нравственному  воспитанию школьников  городским методическим центром 

2 марта 2017 года на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» был проведён городской семинар – практикум  «Основные направления духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России».  

      Теоретическая часть семинара проходила в форме круглого стола, в ходе которого методист МУ «ГМЦ» Протасова В.П. познакомила участников семинара с нормативной базой и основными направлениями духовно – нравственного воспитания и развития обучающихся. Методист особое внимание уделила диагностическому инструментарию, позволяющему получить целостное представление о воспитанности школьников, выявить проблемы в развитии и воспитании, что позволит педагогам в дальнейшем организовать эффективную социально – педагогическую поддержку становления и развития детей. 

       Заместитель директора по воспитательной работе Мамонтова О.А. представила коллегам программу духовно – нравственного развития и воспитания своего образовательного учреждения, направленную на  организацию нравственного уклада школьной жизни, включающую воспитательную, учебную,  внеучебную, социально значимую деятельность школьников. Содержание Программы основано на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуется в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи, организаций дополнительного образования и общественных объединений. Педагогический коллектив МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8»  по духовно – нравственному развитию и воспитанию обучающихся использует разнообразные формы и направления воспитательной деятельности. 

      Классный руководитель 3 «Г» класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» Щегликова О.Ю. поделилась опытом работы по духовно – нравственному развитию и воспитанию младших школьников через внеурочную деятельность. Оксана Юрьевна в рамках внеурочной деятельности совместно с центром духовно – нравственного воспитания «Истоки», созданного на базе МКУДО «Центр детского творчества», реализует образовательную программу «Православные ступеньки», направленную на формирование духовно – нравственных качеств младших школьников. В ходе занятий детям предлагаются содержательные тематические лектории из истории православных праздников, жития святых, мастер – классы, которые вызывают интерес у школьников и потребность в более глубоком изучении православной культуры.

      Классный руководитель 6 «Г» класса Головач Т.С. участникам семинара обозначила роль экскурсионно – музейной работы в развитии духовно – нравственных качеств личности школьников. В воспитательной деятельности с обучающимися Татьяна Сергеевна особое внимание уделяет изучению историко – краеведческого материала родного края, что позволяет учителю целенаправленно формировать базовые национальные ценности, приобщать школьников к пониманию истории и обогащению знаний о родном крае. 

      Опыт работы по привлечению детей к миру природы,  к изучению и осмыслению народного декоративно – прикладного творчества презентовала коллегам учитель технологии МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» Каменева Н.И. Через кружковую работу учитель привлекает школьников к изучению традиций и обычаев русского народа. Наталья Ивановна создаёт условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка, для формирования его нравственно-личностных качеств, эстетического воспитания, высокой коммуникативной культуры, используя разнообразные формы деятельности.  Через уроки православной культуры учитель МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» Смолякова Л.А. развивает у школьников мотивацию к осознанному нравственному поведению, используя аксиологический, системно-деятельностный, развивающий подходы, интегрируя предметы гуманитарного, художественно-эстетического цикла. Учитель на уроке создаёт условия для формирования мотивации к нравственному выбору; воспитывает такие качества, как доброта, отзывчивость, бескорыстие, используя разнообразные формы  (игровую, групповую, индивидуальную) и методы проблемного и интерактивного обучения. Используя на уроках ОПК пословицы, поговорки, мудрые мысли известных людей, притчи, короткие рассказы учитель решает воспитательные и дидактические цели урока.  Применяемые формы организации учебной деятельности позволяют учителю стимулировать познавательную активность учащихся на уроках, корректировать их эмоциональное отношение к проблемам духовно-нравственного совершенствования, к процессу обучения и воспитания в целом.

      Практическая часть семинара стала результатом творческого поиска педагогического коллектива по организации эффективной внеурочной деятельности.

      Внеурочное занятие, проведённое во 2 «Б» классе учителем начальных классов Зюбиной Н.Н. в форме заседания редколлегии по подготовке  статьи  для выпуска классной газеты «Дари добро», способствовало формированию у обучающихся понятия «добра», развитию умения сравнивать, анализировать и оформлять  добытые при исследовании материалы. Использование учителем на занятии игровой деятельности методом проекта, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей содействовали становлению и развитию качеств личности школьников. Эффективное использование проектного метода во внеурочном занятии помогает учителю развивать у детей самостоятельность мышления, творческие возможности, способность к самоорганизации, созиданию, сотрудничеству. Это такие качества личности, которые обеспечивают успешную адаптацию и самореализацию человека в обществе.

       Классным руководителем Ивановой О.С. участникам семинара была предложена литературно – музыкальная композиция «И помнит мир спасённый…», проведённая  в 5 «А» классе. Ольга Сергеевна ведёт внеурочный курс для пятиклассников «Мой край», позволяющий формировать у детей гражданственность, патриотизм. Открытое внеурочное мероприятие имело большое воспитательное значение для школьников, так как  воздействовало на эмоционально – чувственную, ценностно – смысловую сферу детей. Духовное развитие учащихся в процессе освоения ими культурного наследия своего народа способствует развитию нравственных качеств (гуманизма, совести, чести, достоинства, долга,  ответственности, доброты, уважения к людям, милосердия).

      Участники семинара высоко оценили уровень подготовки и проведения воспитательных мероприятий в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8», отметили целенаправленную и содержательную работу педагогического коллектива по  формированию духовно – нравственного становления личности школьников через разнообразные виды деятельности и эффективные формы воспитательной работы. В общеобразовательном учреждении создана благоприятная образовательная среда, направленная на развитие творческой и социально – активной личности, способной к реализации в обществе и самоопределению.